Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои
(Иов. 38:5)
Православное христианское богослужение – и плод, и основа обновленной жизни человечества во Христе. Я не берусь хоть сколько-нибудь охватить его историю, смысл, устройство: этому посвящены многие сочинения, учебники, справочные пособия. Литургика, или литургическое богословие, рассказывает о происхождении служб, их структуре и богословском содержании, а богослужебный Устав – подробно описывает их устройство. Но есть смысл хотя бы немного поговорить на эти темы, потому что каждому верующему человеку нужно прилагать осмысленные усилия, дабы богослужение занимало в его жизни должное место.
Богослужение по самому названию означает служение Богу, то есть служение Тому, Кто
ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что (как если бы нуждался в чем-то)
, Сам давая всем живот и дыхание и вся – всё необходимое для временного и вечного бытия (Деян. 17:25). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова, говорит, что Бог приемлет служение собственно не от рук, но от души. И приемлет не потому, что нуждается в нем, но скорее потому, что разумное творение Его нуждается в таком служении.
Для нас естественно смотреть на богослужение с той стороны, что оно нас учит, духовно питает, удерживает от падений, оживляет память о Боге. Но и помимо всего того, чем важно богослужение именно для людей грешных,
словесное (то есть разумное)
служение (Рим. 12:1) Богу составляет истинную жизнь всякого разумного существа, Ангела и человека. И мы приобщаемся этой жизни через участие в богослужении, установленном и устроенном Духом Божиим в Церкви.
Великая милость Божия, если у нас есть возможность участвовать в храмовых службах и часто приступать к церковным таинствам; в наше время далеко не все христиане имеют такую возможность – ведь у многих нет поблизости православных храмов, за исключением относящихся к «мировому православию», то есть к лжесвидетельству о Православии. Даже если в таких храмах богослужение сохранило прежние, традиционные черты, но служение Богу – это служение Самой Истине, и его невозможно соединить со лжесвидетельством. Как мы уже говорили, мирянин свидетельствует свою веру в первую очередь именно участием в богослужении: например, в униатских церквах часто богослужение по виду не отличается от православного, но участие в нем самым недвусмысленным образом означает принятие унии, то есть латинской ереси, даже если в теории человек не разделяет латинских догматов.
Поэтому те, кто имеет возможность участвовать в храмовом богослужении Истинно-Православной Церкви, должны ценить это, сознавая, какой это редкий дар, и как легко можно его лишиться.
Если же храма и священнослужителей в пределах досягаемости нет, но есть возможность молиться вместе, то надо пользоваться и этим, как сказано: где
два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). А если нет и этого, то даже в одиночестве постараемся собирать по возможности двоих или троих, о которых говорят святые Отцы: тело, душу и ум, или же три силы души – волю, чувство и разум. И в таких обстоятельствах нужно стараться хотя в какой-то мере участвовать в богослужении, вычитывая то, что сможем, хотя бы в воскресные и праздничные дни.
Даже если мы посещаем службы, где читает и поет кто-нибудь другой, а не мы, всё равно нужно прилагать усердие к тому, чтобы не просто стоять, а участвовать в службе разумно и сознательно. Певчие и чтецы – уста молящихся; отсюда, кстати, вытекают и все традиционные особенности церковного пения и чтения.
Если же мы надолго остаемся сами по себе, то это должно нас еще более побуждать к тому, чтобы знать устройство богослужения, уметь читать (а может быть, и петь) и, кратко говоря, не дать себе одичать, но всячески поддерживать молитвенное общение со всею Церковью.
Стоит только начать знакомство с устройством богослужения, как обнаруживается его разнообразие, богатство, обширность и сложное устройство. Отсюда берутся два искушения: одно состоит в том, что раз это так сложно, то не стоит и связываться; вот предки наши были часто неграмотными, но это ведь не мешало им быть благочестивыми. Простецами особенно любят себя считать люди образованные и занимающиеся всякими видами умственного труда; часто они надеются хотя бы в церковной жизни дать отдых утомленному уму. Однако одно дело быть неграмотным, а другое дело – притворяться им. Если мы тратим многие усилия на вещи внешние, а иногда даже и не очень нужные, то стоит и для спасения своей души потрудиться – не только физически, но даже и умственно. И поскольку, как говорит Златоуст, Господь «дела приемлет, и намерение целует», то не стоит отступать, даже если результаты наших усилий будут очень скромными.
Второе искушение – противоположного характера и встречается реже. Можно стать большим специалистом по Уставу, настаивать на строжайшем выполнении его требований, и начать смущаться или даже возмущаться, если на службе что-то пропустили, перепутали или спели не так. Такое смущение может совершенно уничтожить всякую пользу от участия в службе. Если же человек сам вычитывает службы, то излишний педантизм сначала порождает некоторое самодовольство, а впоследствии нередко приводит к унынию и совершенному оставлению всякого молитвенного делания.
Надо понимать, что Устав описывает то духовное богатство, которое собрали Отцы во времена, сильно отличающиеся от нынешних. Мы должны отнестись к этому наследию с благоговением и полной серьезностью, и при этом помнить, что
суббота ради человека, а не человек субботы ради (Мк. 2:27). Обширность и богатство богослужения позволяет нам черпать из него то, что мы в состоянии взять себе на пользу; всегда будет к чему стремиться, всегда будет оставаться многое, обличающее нашу духовную немощь. Заметим, что в Православной Церкви нет отдельного устава для мирян – только монашеский; нет «упрощенных» вариантов, которые бы говорили нам: достаточно ограничиться тем-то и тем-то, вы молодцы, поставьте себе галочку, задача выполнена. Лествица, о которой пишет преподобный Иоанн Синайский, достигает до небес, так что в любом случае мы не должны утешаться тем, что кое-что уже достигнуто.
Это я главным образом говорю для тех, кто оказывается почти что один на один с богослужебными книгами, и кому понадобится определенная смелость, терпение и смирение, чтобы не отступиться и не опустить рук.
Но и всякий человек тем более любит и привязывается ко всякому делу, чем более уделяет ему сил, внимания, усердия, заботы, чем больше чувствует ответственности за него. Это относится и к молящимся в храме, читающим и поющим: тем больше дает им служба, чем более они заботятся о ней.