В прошлом году (15 мая 2021 г.) я разместила заметку «Свидетельство Ветхого и Нового Завета», в которой речь шла о некоторых умозаключениях и утверждениях епископа Архиерейского Совещания Российской Православной Автономной Церкви Григория (Лурье).
С тех пор я прочитала повнимательнее пару интервью с ним, а также несколько проповедей, и прослушала несколько бесед. Сначала отдельные высказывания в них вызывали у меня недоумение, но потом мне показалось, что они и правда складываются в определенное учение, которое заслуживает того, чтобы попытаться его собрать воедино и как-то оценить.
Конечно, я тут не претендую на истину в последней инстанции, а излагаю так, как мне это представляется; можно сказать, это материал к размышлению для всех, кого это может касаться.
В проповедях и интервью епископа Архиерейского Совещания Российской Православной Автономной Церкви Григория (Лурье) встречаются высказывания, которые, кажется, никак невозможно истолковать в христианском смысле.
Здесь можно найти некоторые тексты, на которые я буду далее ссылаться.
- Рождественское интервью: В какую Церковь пришел Христос
- Интервью: Что такое церковная иерархия
- Праздник секты. Слово на Введение Богородицы во Храм
- Сектантский праздник. Слово на зачатие Иоанна Предтечи
В Интернете мне не удалось найти никакой критики этих высказываний; похоже, что те, кто могли бы возразить, если читали или слышали подобное, то не поверили глазам и ушам, и не решились доказывать очевидное, сообщая автору сведения, которые должны быть ему и так известны.
Однако памятуя, что общеизвестное известно не всем, а очевидное не всегда очевидно, я всё же рассмотрю некоторые из высказанных мыслей, складывающихся в своеобразное, довольно цельное учение.
По этому учению «истинная» Ветхозаветная Церковь к моменту прихода Спасителя представляла собою нечто вроде тайного общества с собственным священством и храмом, каковым была Сионская горница – место будущей Тайной Вечери и сошествия Святаго Духа, а в то время – (по мнению автора) могила Давида. Он утверждает также, что в этот храм, в частности, была введена Дева Мария (3, 4).
Про храм, вроде бы существовавший параллельно «официальному», я слышала в свое время непосредственно от Василия Лурье (тогда еще мирянина и члена МП), но не придала этому значения, думая, что речь идет просто о каких-то несущественных археологических и географических изысканиях.
Действительно, празднику Введения посвящено множество бесед и поучений святых Отцов, но практические подробности этого события они обычно не рассматривают, обращая основное внимание на внутренний смысл.
С другой стороны, примечательно, что Отцы не видели здесь никакой проблемы и не строили предположений о каком-то другом, а не общеизвестном Храме. В переписке в соц. сетях еп. Григорий (Лурье) высказался об этом так: «Отцы жили от этой истории еще дальше, чем мы. У них не было даже археологии».
Действительно, археология может нам кое-что сообщить о второстепенных фактах жизни тех времен. И на этой мысли можно было бы остановиться, если бы дело не коснулось фундаментальных понятий: что такое Ветхий Завет, и что – Новый, зачем существовал Храм и ветхозаветное жертвоприношение, и прочее подобное. В этих вопросах, разумеется, невозможно опираться на археологические изыскания.
Поэтому тут важны причины, по которым автор полагает неистинным общеизвестный Ветхозаветный Храм, его священство и служение.
Причина состоит в том, что священство в «официальном» Храме в то время состояло из саддукеев, которые, как известно, не верили ни в будущее в воскресение, ни в существование ангелов. По мнению автора это означает, что они были еретиками, а фарисеи, бывшие с ними заодно – чем-то вроде экуменистов; поскольку же еретикам и экуменистам не место в истинной Церкви, то истинные верующие Ветхого Завета должны были иметь какой-то другой Храм и свое священство; отсюда ведет свое происхождение и Новозаветная Церковь, так что: «А кто хочет, чтоб христианство росло из официоза – те неправы. Аминь» (4).
На первый взгляд такая картина действительно похожа на положение Церкви в наше время: видимая и обширная организация «мiрового православия» и относительно ничтожная по величине Истинная Церковь, не имеющая с «официозом» ничего общего.
Это неплохой повод подумать о том, в чем состоит различие и сходство между Ветхозаветной и Новозаветной Церковью в этом отношении. Я уже написала небольшую заметку на эту тему, но позволю себе здесь повториться.
Во-первых, богословие как таковое – принадлежность Нового Завета: человечество вступило в жизнь Божественную, соединившись с Самим Богом через Сына Божия во Святом Духе. Отсюда важность точного исповедания веры, отсюда догматы и анафематизмы, а также и каноны, помогающие хранить открытую Истину и отсекать человеческие измышления и всякую ложь о Боге. Сами эти понятия: богословие, догматы, анафемы – отсутствуют в Ветхом Завете. Термин «ересь» даже Апостол употребляет еще в старом смысле – в смысле некоторых разделений и раздоров (1 Кор. 11:19), и только позже это слово стало употребляться для обозначения отпадения от Церкви вследствие искажения Богооткровенных догматов.
Свидетельство Ветхозаветной Церкви состояло не в богословии, а в тенях и прообразах, и хранилось посредством законных установлений и жертв; этому служила Скиния свидения, а затем – Храм. Не случайно самарянка, беседуя со Спасителем, когда поняла, что перед ней не простой человек, в первую очередь спросила, где следует совершать поклонение Богу.
Заметим, что Сам Спаситель, обличая книжников, фарисеев и саддукеев в лицемерии, жестокосердии, любостяжании, лихоимстве, ни слова не говорил о вероучительных заблуждениях до тех пор, пока сами саддукеи не обратились к нему с вопросом о будущем воскресении мертвых.
На этом споткнулись экуменисты, сделавшие отсюда вывод о неважности догматов; на самом же деле проповедь Христова, как и проповедь Иоанна Предтечи, носила подготовительный характер, главным образом, исправляя нравы, дабы сделать слушающих способными принять Истину, когда она откроется после Креста и Воскресения.
Поэтому Апостол, обличая сомневающихся в воскресении мертвых, в качестве основного аргумента приводит Воскресение Христово (1 Кор. 15:14): теперь уже недопустимы саддукейские заблуждения, и нужно в точности исповедовать открывшуюся веру, о которой прежде сказала самарянка:
вем, яко Мессиа приидет, глаголемый Христос: егда Той приидет, возвестит нам вся (Ин. 4:25).
Здесь видна разница между Новым и Ветхим Заветами; но есть и общее: свидетельство Церкви, будь то в тенях и прообразах, или же в Новозаветном Богословии, всегда чуждо лицемерия. Церковь может быть гонимой и скрываться, но никогда не скрывает своего существования и не замалчивает отпадение отпавших от Нее.
Христос же ни слова не сказал народу об отпадении саддукеев и фарисеев, но только заповедал:
по делом же их не творите (Мф. 23:1), чтобы и народ не развратился, следуя порокам своих учителей.
Однако автор упомянутых проповедей и интервью полагает, будто Христос приходил в «официальный» Храм только для проповеди, а не как в настоящий Дом Божий, который находился совсем в другом месте.
Если мы это сопоставим с изгнанием торгующих из «официального» Храма – именно торгующих, а не саддукеев, – и со словами, приведенными Евангелистом: «
жалость дому Твоему снеде Мя» (Ин. 2:17), то получается, будто истинные верные и Сам Христос-Истина целенаправленно вводили людей в заблуждение. Зная, что всем известный Храм – не истинный, священство его несвященно, а жертвы незаконны, они будто бы скрывали этот факт и умалчивали о принципиальных причинах такого положения.
Очевидно, автор считает, что ради успеха проповеди вполне можно не только ходить в ложный храм, но и приносить там жертвы: ведь Апостол Павел по просьбе старейших Апостолов пришел принести жертвы в «официальный» Храм, где и был схвачен иудеями.
Но в такой интерпретации «истинная» Ветхозаветная Церковь оказывается похожей не на катакомбную или гонимую Церковь, а именно на тайное общество, которое предоставляет профанам следовать «неистинному» культу, приберегая собственные таинственные ритуалы для посвященных.
В настоящей же Церкви – и в Ветхом, и в Новом Завете – хотя проповедуемое делом (обрядом) и словом не полностью понятно слушающим, что неизбежно, но лжесвидетельство приравнивается к отпадению: никаких параллельных храмов для избранных, никакого тайного учения, отличающегося от предлагаемого «рядовым верующим». Лжесвидетельство – основа и источник не Церкви, а лжецеркви.
По этой причине я не нахожу возможным пытаться выяснять у самого автора этих высказываний, что он имел в виду: ведь он, очевидно, считает допустимым предлагать внешним такую версию своих взглядов, которая будет для них приемлема.