Когда человек тяжело болен, когда он сознает, что находится в большой опасности и не может сам исправить своего положения, то разумно с его стороны со всем смирением прибегнуть к врачам, приготовившись принимать от их рук лечение, каким бы неприятным и тяжелым оно ни оказалось.
Конечно, в духовном отношении все мы больны и нуждаемся в уврачевании смертельного для души недуга – болезненных страстей, которые могут нас погубить не для временной, а для вечной жизни. И куда как больше оснований мы имеем для того, чтобы со смирением прибегать к Врачу душ и телес, и ежедневно готовиться с кротостью и терпением принимать от Его руки целебные средства, какими бы неприятными и тягостными они иногда ни оказывались.
Эта мысль встречается у многих Отцов, а нам о ней же напоминают сами обстоятельства жизни: наши скорби и скорби других людей. Это повод напоминать самим себе, что наш Спаситель Христос заслуживает несравненно большего доверия и уважения, нежели самые ученые и благонамеренные врачи, которым нам случалось вручать свое пошатнувшееся здоровье. Он благ и милосерд, Он заботится о каждом своем творении, в особенности о человеке, созданном по образу Божию, в особенности – о христианах, искупленных Его святою Кровью. Он всемогущ и всеведущ, Он знает все наши немощи и не имеет недостатка в спасительных средствах, которые все имеет в Своем Божественном Промысле.
Скорби земные усугубляются страхом, неуверенностью, всевозможными опасениями. Однако даже в обычном земном опыте мы знаем, как доверие к врачу действует на пациента: успокаивает, утешает, придает сил и даже умеряет страдания. Приготовившись с кротостью и доверием принять лечение, больной легче переносит его и быстрее идет на поправку.
Тем более, когда мы готовы с кротостью и терпением вручить себя Спасителю, то уже само это освобождает нас от тщетных страхований, от уныния и отчаяния; и чем прискорбнее обстоятельства жизни, тем большая требуется от нас решимость не вариться в собственной печали и бесполезных сожалениях, но вновь и вновь возлагать надежду на Творца и Избавителя, прибегать к Нему с молитвой и покаянием, приступать к святым Таинствам, умолять Его ими же Сам Он ведает судьбами провести нас через скорби и обольщения этой жизни.
Мы стараемся поддерживать друг друга на этом пути; но каждый, наверное, имел случай убедиться, как слаба наша помощь. Однако невозможное у человеков возможно есть у Бога, всё зло этого мира и лукавых духов не может победить и не побеждает Божественного Промысла; лишь бы мы доверяли Ему, проявляя это доверие по мере сил в делах, в молитве, в терпении, и особенно – в терпении друг друга.
Склонимся под волну находящей скорби, чтобы она не отбросила нас назад, чтобы мы могли без урона продолжить свое делание, как пишет об этом Авва Дорофей (
Поучение 13).