Церковь –
столп и утверждение Истины (1 Тим. 3:15), по слову Апостола.
Что может быть важнее для христиан, если в молитвах они называют Духа Святаго Духом Истины?
Однако мир подозрительно относится к тем, кто претендует на обладание абсолютной Истиной: ведь люди, полагающие, что благодаря «единственно верному учению» они могут судить обо всём на свете, навредили уже немало (если говорить мягко).
Обоснованы ли такие опасения в отношении христиан?
Как ни странно, в некотором смысле обоснованы. Ведь безапелляционные суждения верующих иной раз бывают просто поразительны, а часто – довольно противоречивы.
Не должны ли православные христиане, в таком случае, признать, что и истины веры тоже относительны, как и всякие другие истины в этом мире, постараться найти компромисс с другими исповеданиями и даже с другими религиями, т.е. встать на путь экуменизма?
Никоим образом. Да и ясно, что это – самоликвидация. «Церковь», не претендующая на истинность своего учения, никому в этом мире не нужна, как та самая соль, потерявшая силу. Она не потребна
ни в землю, ни в гной (Лк. 14:35) – ни как культурная организация, ни как воспитатель морали, ни как фундамент государственного строительства (хотя многие политические и церковные деятели полагают иначе).
Чтобы понять, в чем тут дело, придется сделать экскурс в догматику.
Для атеиста (не агностика) истина – это просто объективно существующая реальность (разумеется, материальная). Она абсолютна – хотя бы уже в том смысле, что самобытна и ничем вне себя не обусловлена. Обычно подразумевается также, что эта истина доступна познанию.
Утверждение, что материальный мир действительно существует и в принципе познаваем, относится к области философии. Оно недоказуемо, но без него всякие попытки ориентироваться в мире не имеют смысла; так что эти положения большинством людей признаются, а многие даже ошибочно полагают их доказанными – в отличие от истин веры.
В христианском понимании вещественный мир имеет причину своего бытия, то есть не является абсолютной реальностью.
И атеист, и христианин (я не пишу трактат о разных философско-религиозных течениях, поэтому оставлю прочие взгляды в стороне) исходит из того, что частичное, ограниченное познание вещественного мира возможно.
Это познание черпается из опыта; оно всегда неполно, ограниченно и не застраховано от заблуждений, особенно, когда в «чистый» процесс познания вмешиваются человеческие пристрастия.
Но с точки зрения атеиста никакой другой реальности нет, а значит, невозможно и никакое другое познание. Поэтому всякое познание всегда относительно и несовершенно.
С христианской точки зрения помимо вещественного мира существует и его Причина – Всесовершенный Бог.
Как прекрасно объясняет в «Точном исповедании Православной веры» преподобный Иоанн Дамаскин, для существ ограниченных (т. е. не только людей, но и ангелов) постижение Неограниченного Существа совершенно невозможно.
Если бы мы поставили точку на этом, то практической разницы между взглядами атеиста и христианина не было бы: ведь если Абсолютная Истина существует, но непостижима, практически для нас Ее как будто бы и нет.
Однако совершенство Истины – Бога – является препятствием для творений, но не для Самого Бога: они не обладают возможностью познания Абсолютной Истины, но Она Сама обладает возможностью открывать Себя Своим разумным творениям.
Если Абсолютная Истина – не набор фактов, а Всесовершенное Существо, несоставное, т. е. не состоящее из каких-то частей, и не безличное (как материя), то и познание Ее носит совершенно особый характер.
Не для того Бог – Всесовершенная Истина – создал разумные творения, чтобы они оставались в неведении о своем Творце.
Одним из основных понятий в христианстве является
Божественное Откровение – действие Самого Бога, открывающего Себя Своим творениям.
Другого способа познания Бога, кроме Его Откровения, не может быть в принципе. Недопустимо (не то что «нехорошо», а просто бессмысленно) пытаться узнать нечто о Нем помимо этого единственного пути.
Естественным называется Откровение Бога о Себе, запечатленное в самом творении, а особенно – в человеке, созданном по образу Божию.
Таким образом, всякий человек имеет некоторое ведение Бога, причем главным в этом отношении является голос
совести.
Сверхъестественное Откровение – то, которое восприняли пророки, апостолы и многие святые, ставшие способными к такому приятию.
Вершина же всего Откровения – Боговоплощение, явление в мир Самого Слова и Сына Божия, в Котором, по слову Апостола,
живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2:9), то есть вся полнота Всесовершенной Истины.
Вот почему для христианства путь экуменизма, достижения дипломатических компромиссов в догматах веры, – это путь отвержения Христа и подмены Откровения человеческими соображениями.
Само это начинание связано с умножением самодельных учений о вере и переходом от ложных исповеданий к отрицанию самой возможности точного и неложного исповедания веры.
Заметим, что и среди неверующих людей Истина ценится весьма высоко; быть причастным ей – великое благо, пусть даже это благо и ограничено в силу ограниченности наших знаний.
Но в основе Христианского мировоззрения лежит вера в возможность реального приобщения не только ограниченным истинам, касающимся вещественного мира, но и Неограниченной Истине, Которая есть Сам Бог.
Если же Всесовершенная Истина есть Всесовершенное Существо, не из чего не состоящее, и в Котором нет разделения между Истиной и Благом, Любовью, и вообще, всяким совершенным свойством, то каково может быть познание, почерпаемое из Откровения?
Ясно, что речь идет не просто о получении некоторых сведений, пусть даже каким-то особенным, сверхъестественным путем. Св. Симеон Новый Богослов пишет о Боге:
«Он столько познается нами, сколько кто может увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью, с малою в руках зажженною свечей <...> Впрочем, тот, кто сподобился мало некако узреть Бога <...>, не имеет нужды в научении от другого, потому что имеет всего Бога, Который обитает, движется и глаголет внутрь его и научает его неизреченным Своим тайнам».
Итак, наше познание Абсолютной Истины всегда ничтожно мало; но если сподобимся некоторым образом узреть Ее, то Сама Она будет обитать в нас, просвещая и научая.
Человек, получивший некоторые сведения о мире, сможет применить их в одних случаях и не сможет в других, ведь знание о чем-то одном не поможет в другом. Но приобщившийся Божественной Истине, не просто узнал некоторые факты, а «имеет всего Бога» по выражению Святого.
Что же, достигнув этого, человек владеет Абсолютной Истиной? Нет, ведь сказано: «движется и глаголет внутрь его и научает его», – разумеется, так, как Сама изволяет, а не так, как хотел бы этого человек.
Поэтому Апостол говорит:
Аще кто мнится ведети что, не ý что разуме [еще ничего не уразумел]
, якоже подобает разумети (1 Кор. 8:2).
Богопознание – это не просто умственная деятельность, пусть даже носящая сверхъестественный характер, это жизнь в Боге, к которой человек становится способен по мере того, как слушает Божественные глаголы и изменяется сообразно с ними.
Моей целью не является доказывать истины христианского учения, говорить о пророках, апостолах, святых Отцах, вселенских и поместных Соборах. Напомню только слова Спасителя:
Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю (Ин. 7:17).
Это внутреннее свидетельство, сверх аргументов и рассуждений (которые тоже бывают важны) есть, главным образом, свидетельство совести, «еяже ничтоже в мире нужнейше», как говорится в Великом каноне Андрея Критского.
Но знают ли христиане всё-таки что-то определенное о Боге, или всё сводится к таинственной жизни внутри каждого из них, не поддающейся логическому определению?
Этот вопрос возвращает нас к апостольскому определению Церкви как столпа и утверждения Истины. О Ней мы и поговорим в следующий раз.