Прежде чем продолжить разговор о почитании святых, в нынешние дни праздника Рождества Христова вспомним о Той, Которая почитается выше всех святых – и человеков, и ангелов. Ни одно, даже самое краткое, церковное последование молитв не обходится без упоминания Пречистой Девы Марии. Ее почитание имеет особое значение, чего часто не понимают судящие о христианской вере поверхностно. Кажется, этому способствует то, что в Евангелии рассказано о Пресвятой Деве весьма немногое, больше – у евангелистов Луки и Иоанна, меньше – у Матфея и Марка, поскольку они писали еще во время Ее земной жизни. Мы увидим, однако, что Писание говорит достаточно о Божией Матери для обоснования особого Ее почитания, но избегает подробных объяснений, как и изложения обстоятельств Ее жизни до Благовещения и после Пятидесятницы.
Здесь уместно вспомнить, что говорит святитель Василий Великий о Священном Предании Церкви:
«Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя». Святитель приводит примеры: крестное знамение, молитвы Литургии, троекратное погружение крещаемого и прочие последования таинств. Откуда мы это приняли?
«Не из этого ли не обнародованного и сокровенного учения, которое Отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием? На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять на показ письменно?» («О Святом Духе», глава 27)
Наряду с чинопоследованиями церковных таинств подробности почитания Пресвятой Девы не записывались первыми христианами, охранявшими тайны благочестия от поругания язычников.
Самые древние письменные свидетельства о событиях, лежащих в основе церковных праздников Рождества Божией Матери, Введения Ее во Храм и Успения, находятся в апокрифических, отвергнутых Церковью сочинениях. По этой причине часто можно услышать, будто бы именно апокрифы являются источником сведений о жизни Пресвятой Девы. На самом же деле наоборот – фрагменты Церковного Предания были включены в эти сочинения; их авторы не руководствовались разумным церковным обычаем того времени, не были и истинными христианами, а потому соединили свидетельство Предания с собственным вымыслом.
Только после распространения веры Христовой в мире, после того, как ей стали покровительствовать Православные государи, были преданы писанию чинопоследования таинств и многие подробности христианской веры и упования.
Лучшим свидетельством подлинности Предания о Пресвятой Богородице является то, что в древних источниках не находится споров о нем, а по мере того, как молитвы Ей включались в записанные чинопоследования, никто не возражал против этого как против новшества, противного обычаям Церкви.
За всю древнюю церковную историю мы встречаем только один крупный спор, касающийся Пресвятой Девы, когда Несторий предлагал именование «Богородица» заменить на «Христородица». Однако речь шла не о новизне имени «Богородица», и даже не просто о самом этом слове; Несторий утверждал, будто от Девы родился не Бог, а только человек, ставший впоследствии Сыном Божиим. Таким образом, ересь Нестория была направлена против церковного учения о Боговоплощении. Но святые Отцы III Вселенского Собора утвердили общее древнее исповедание веры: от Пресвятой Девы действием Духа Святаго на конец веков родился Тот же Сын Божий, Который превечно рожден от Отца, истинный Бог и истинный Человек. Поэтому всё, что совершала в Нем человеческая природа, совершалось не просто человеком, но воплотившимся Богом. Страдание и смерть относятся только к человеческой природе, но смерть человека не могла бы стать спасительной для нас, какой стала смерть Богочеловека. Все имена Сына Божия, будь то по Божеству (Бог, Сущий, Слово Отчее) или по человечеству (Младенец, Человек) относятся к Одному и Тому же Христу Богочеловеку. Поэтому и Матерь Его по человечеству истинно называется Матерью Божией или (что то же) Богородицей.
И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1:43). Именование «Богородица», хотя буквально не содержится в Евангелии, по смыслу совершенно тождественно имени «Мати Господа», которое Дух Святый произнес устами праведной Елисаветы.
После III Вселенского Собора умножилось число церковных песнопений, посвященных Божией Матери; они называются «Богородичнами», а некоторые – «догматиками», поскольку содержат догматическое учение Церкви о воплощении Христовом и спасении человеческого рода. С тех пор уже всякая группа стихир или тропарей в богослужении обычно завершается Богородичном.
Отсюда мы видим, что основа почитания Божией Матери – вера в Боговоплощение; одно неразрывно связано с другим, и если повреждается одно, ясно видно, что повреждено и другое.
+ + +
Новозаветное Писание многократно отсылает нас к пророчествам и прообразам Ветхого Завета; среди них – и прообразы Божией Матери, так часто упоминаемые в церковных молитвах и песнопениях: скиния свидения, Иерусалимский храм, купина горевшая и несгоравшая, лествица, которую видел Иаков, гора несекомая, виденная Даниилом, Гедеоново орошенное руно, прозябший жезл Ааронов, сосуд, хранящий небесную манну, скрижали, на которых начертано Божественное слово. Эти прообразы раскрывают тайны Боговоплощения и могут научить нас должному почитанию Богородицы.
Возьмем один прообраз – кивот, или ковчег, Завета. Он является символом соединения человеческой природы с Божественной, как пишет, например, преподобный Ефрем Сирин в толковании на книгу Исход (глава 37). Но человеческая природа полностью заимствована Богочеловеком от Пресвятой Девы, почему кивот, вместилище святыни, является и Ее прообразом. Вспомним, что однажды во время перенесения ковчега, когда волы наклонили его, некто Оза простер руку, дабы удержать его от падения; будучи поражен Богом, он умер внезапной смертью (1 Пар. 13:9–10). Заметим, что Оза был наказан за то, что отнесся к ковчегу святыни как к обычной вещи, по отношению к которой такой поступок был бы разумным и правильным.
Итак, к кивоту Завета не должно было относиться как к обыкновенному предмету. Однако сами вещи больше и выше своих прообразов; и несравненно выше ветхозаветного кивота Пресвятая Дева, родившая Богочеловека Христа.
Поэтому принятое у некоторых (главным образом, протестантов) толкование Евангельских слов:
и не знаяше Ея [Иосиф], дондеже роди Сына Своего Первенца (Мф. 1:25) в том смысле, будто позже Матерь Божия родила и других детей, уже от Иосифа, – есть предположение невообразимой вещи, которая не пришла бы в голову благочестивому Иосифу после всех знамений и чудес, сопровождавших рождение Христа. Наученный благоговению к ветхозаветным святыням, он не мог отнестись к одушевленному Кивоту Нового Завета как к обычной жене. Еще менее можно предположить подобную ведь о Самой Пречистой Деве, у Которой Ангельское благовестие вызвало только одно единственное недоумение:
како будут сия, идеже мужа не знаю (Лк. 1:34). Если бы не обещание девства, то этого недоумения бы не возникло.
Слово
дондеже здесь нужно понимать так же, как, например, в словах Спасителя:
иота едина или едина черта не прейдет от Закона, дондеже вся будут (Мф. 5:18). не прейдет ни единая черта Закона, и так будет, пока он не исполнится совершенно, а после – тем более останется нерушимым.
Или:
Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109:1), то есть: Сын Божий по вознесении с плотию, с воспринятым человечеством, возсядет одесную Отца, затем все враги его будут положены в подножие ног Его, после чего отнюдь не закончится сидение одесную славы Отчей, но только совершеннее проявится в обновленном мире.
Подобным образом и здесь: Иосиф не знал Пресвятой Девы, и девство Ее было увенчано явлением в мир Богочеловека, после чего не уничтожилось, но явилось как чудо, почему св. Епифаний Кипрский толкует выражение «не знаяше» в том смысле, что после чудесного рождения праведный Иосиф узнал величие и достоинство Девы, которое прежде было возвещено Ей от Ангела.
И слово
первенец, вопреки тем же кривым истолкователям, не обязательно подразумевает других, младших, детей: вообще всегда родившийся первым уже тем самым есть первенец, и остается им, родятся другие дети или нет. На Кресте Господь вручил Свою Матерь возлюбленному ученику; а ведь когда есть родные дети, заботиться о матери должны именно они. Ясно, что братья Христовы, о которых упоминает Писание, – не рожденные от Той же Матери, но состоящие в другом родстве, позволяющем так именоваться (по разным толкованиям – сводные братья или двоюродные, что не так существенно). О грядущем Мессии иудеи знали, что Он будет первенцем, почему и Евангелисты приводят это слово. Впрочем, Сын Божий –
перворожден всея твари (Кол. 1, 15), то есть рожден прежде сотворения мира,
перворожден из мертвых (Кол. 1:18), начиная Собою обновленное человечество,
яко быти Ему первородну во многих братиях (Рим. 8, 29).
Богородица, Кивот Нового Завета, превосходит ветхозаветный кивот, храм, скинию еще и тем, что Она – не предмет неодушевленный, а человек, одаренный подобием Божиим, свободой и разумом. Ее красота – не от искусного мастера, не в дереве и злате, но
вся слава Дщере Царевы внутрь (Пс. 44:14) – в сердечной чистоте и смирении сердца, на которое призрел Спаситель мира (Лк. 1:48).
+ + +
Мы спасены и спасаемся воплотившемся Богом, но не без нас самих; человечество удостоено принять участие в этом спасении – верой, подвигом, чистотой (ср. 1 Тим. 4:12). Это относится и к каждому из людей, но особенно – к Пресвятой Деве, без подвига смирения Которой невозможно было бы спасение всех нас. Недаром Евангелие открывается родословием: вот путь, на котором встречались падения и заблуждения, но также и подвиг веры, вершиной которого явилась Матерь Божия.
Совершенно безгрешен среди людей только Богочеловек Иисус Христос; а Пресвятой Девой унаследована была человеческая природа, находившаяся в состоянии падения. Однако трудно и несообразно было бы нам пытаться усматривать проявление греха в Той, Которая вместила Невместимаго небесами. В церковных песнопениях Она прославляется как честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим, то есть превосходящая по чести и славе херувимов, серафимов и все ангельские воинства, хотя они как раз совершенно непричастны падшей природе человека. Значит, Ее честь и слава заключаются не в непричастности, а в совершенном, сколько возможно для человека, противостоянии греху
Призре Господь
на смирение Мое, се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1:48), – засвидетельствовала Пресвятая Дева. О смирении, ради которого
помяну ны Господь и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135:23, 24), преподобный Иоанн Лествичник пишет: «начало безстрастия есть смирение, как Моисей – начало закона; а безстрастие, которое есть дщерь смирения, совершает матерь свою, как Мария сонм Иудейский» (Лествица слово 4, ст. 71).
Поэтому мы можем понять, что речь идет не о начальном смирении, свойственном человеку, ведущему брань со страстями с переменным успехом или же стремящемуся загладить в своей душе следы прежних прегрешений; речь о совершенном смирении, свойственном достигнутой высокой чистоте, о таком смирении, которое не колеблется и при величии дарований (Лествица, 29, 10).
Радуйся, благодатная, – возгласил Ангел Пресвятой Деве (Лк. 1:28); и никого более из людей не удостаивает Писание таким именованием. Другой раз слово «благодатная» употребляет Апостол Петр, говоря о жизни, которую наследуют верные о Христе (1 Пет. 3:7). Понятно, почему Писание и Предание Церкви называет благодатной только Матерь Божию: Ею
явися в мир
благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2:11), в Ее утробе действием Святаго Духа начала Свое бытие Церковь – Тело Христово (1 Кор. 12:27).
Уже во II веке святитель Ириней Лионский подробно написал о Христе как о Новом Адаме и о Деве Марии как о новой и истинной Еве (Против ересей III книга, гл. 22); это общецерковное учение раскрыто в сочинениях святых Отцов и в многочисленных молитвах и песнопениях.
Как первый Адам взят от девственной земли, так на конец веков Бог Слово родился от Девы. Тогда из ребра Адама произведена Ева, а теперь Дева дает плоть Богочеловеку, Который из Своего прободенного ребра рождает святую Церковь.
Однако древняя жена, будучи еще девой и пребывая в непорочной и райской жизни, пала через принятие обольщения, и своим непослушанием Богу принесла погибель всему человечеству. А новая Ева, Пренепорочная Дева, принадлежа падшему миру, через послушание Богу возвысилась, родив Спасителя Своего (Лк. 1:47) и всех людей.
Адам нарек имя своей жене «Ева», то есть «Жизнь», ибо она –
мати всех живущих (Быт. 3:20); однако ею в мир вошли грех, тление и смерть, в то время как новой, истинной Евой – вечная жизнь. Итак, Она – истинная
Мати всех живущих о Христе.
Чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая во обетовании (Еф. 6:2) – Сын Божий, Бог и Законодавец, Сам в земной жизни исполнил эту заповедь. Во-первых, Он почтил Своего Отца по Божеству (Ин. 8:49) и исполнил Его благую и всесовершенную волю; а во-вторых – почтил и Свою Матерь по человечеству, о чем Она Сама засвидетельствовала Духом, сказав:
сотвори Мне величие Сильный, и Свято Имя Его (Лк. 1:49).
Однако не знающие тайны Боговоплощения думали унизить Спасителя упоминанием о земном родстве:
Мати Твоя и братия Твоя вне стоят, видети Тя хотяще, – сказали они (Лк. 8:20), как бы говоря этим: «подобно всем рожденным от жены и Ты – обычный человек». Отводя этот соблазн, Господь отвечал им:
Мати Моя и братия Моя сии суть, слышащии слово Божие, и творящии е (Лк. 8:21). Но внимательно читающие Евангелия знают, что эти слова сугубо относятся к Пресвятой Деве, соблюдавшей вся глаголы Божии в сердце Своем (Лк. 2:19, 51).
Подобным образом в Кане Галилейской Господь, отводя всякое плотское суждение о Себе, сказал Своей Матери:
что Мне и Тебе, Жено? не у бо прииде час Мой. Но Та, нисколько не колеблясь, повелела слугам:
еже аще глаголет вам, сотворите (Ин. 2:1–11), – и этим проявила совершенное доверие Своему Сыну, не сомневаясь в том, что Он послушает Ее, но оставляя на Его волю, как именно даровать просимое.
Не для того ли, кроме прочего, и дана была заповедь о почитании родителей, не для того ли и родился Сын Божий от Девы, чтобы даровать Ей величайшее дерзновение в молитвах, а нам в Ее лице – великое заступление? Послужив в начале тайне Боговоплощения, Пресвятая Дева и впредь продолжает служить нашему спасению, поэтому несомненное упование христиан на Ее молитвы заключено в обычном прошении – не только «моли Бога о нас», но и «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Почитая по заповеди земных своих родителей, вслед за Самим Господом тем более почтим Матерь Божию; молясь друг о друге, прося молитв своих близких, тем более будем испрашивать молитв нашей общей о Христе Матери; и если
много может молитва праведнаго (Иак. 5:16), не усомнимся в силе молитвы Пресвятой Девы.
Мы лишь немного коснулись учения Церкви о Пресвятой Богородице, о Которой написаны многие поучительные слова великими святыми – проповедниками и песнописцами. Невозможно было и нам обойти молчанием одну из величайших тайн, к которой прикасаемся верой, но умолкаем, ощутив свое недостоинство.
В другой раз попытаемся продолжить беседу о почитании святых.